Сайт учителя математики Изосимовой Елены

 
Главная Учителям Автор сайта
Дистанционное обучение 2020 Ученикам Почта
Мои ученики Фотоальбом    
 
 
 

Описание обобщения собственной педагогической деятельности «Технология развивающего обучения в процессе преподавания математике в основном звене».

В настоящее время российское образование переживает качественно новый этап развития. Это связано с кардинальным изменением приоритетов образования на государственном уровне: на первый план выдвигается становление личности учащегося, развитие его способностей. Модернизация общеобразовательной школы, осуществляемая в настоящее время, предполагает "ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей", - сказано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

         Согласно данной Концепции школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Эти ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования, напрямую соотносятся с целями и задачами, которые ставит перед собой система Л.В. Занкова, где развитие ребенка рассматривается как основная цель обучения. Система Л.В. Занкова дает учителю технологию "развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей".   

         Система Л.В. Занкова соответствует современному цивилизованному взгляду на цель образования, общее психическое развитие и обучение человека на основе его индивидуальных способностей, возможностей и потребностей. С 1999 года работа средней общеобразовательной школы № 8 г. Выксы была связана с постепенной и последовательной реализацией системы РО, овладением педагогами новой технологией обучения. Однако с переходом школы на развивающее обучение возникает проблема в сохранении качества содержания, методики обучения при переходе от начального в основное звено. Решением  проблемы преемственности школа занимается в условиях областного эксперимента по теме «Проектирование самообучающейся организации в школах РО».     

         Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы: достаточно разработанное содержание математики для начальной школы практически не имеет продолжения в основном звене. Значительно продвинули решение проблемы преемственности в методики преподавания математики работы А.Г. Ванцяна и И.И. Зубаревой. Ими созданы вспомогательные программы и учебники по математике для учащихся 5 – 6-х классов. Вопрос создания учебно-методических комплектов для старших ребят – это вопрос времени. Однако существует главное противоречие – между необходимостью разработки условий для организации развивающего обучения в основном звене в процессе преподавания математики и недостаточной их представленностью в методической литературе. Данное противоречие явилось основой становления моего опыта, получившего название "Технология развивающегося обучения в процессе преподавания математике в основном звене". Цель: создание методических условий для формирования общего развития учащихся  в процессе обучения математике. Перспективность связана с осознанием новизны, с  возможностью практического применения полученных результатов в массовой школе.   

Теоретической основой деятельности является теория развивающегося обучения Л.В. Занкова, главной задачей  которой является общее развитие учащихся, понимаемое как развитие ума, воли, чувств школьников. В основу методической организации положены  дидактические принципы:

     - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

-         ведущая роль теоретических знаний (самостоятельное открытие "теоретических закономерностей ");

-         изучение программного материала быстрым темпом (изменение характера повторения и более высокое качество усвоения материала);

-         осознание школьниками процесса учения;

-         систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых

-         сохранение физического и психического здоровья детей.

Методическая система определяется как единство, обладающее типическими свойствами, отличающими ее от всех остальных методических систем. Типические свойства обеспечивают воплощение в методах и приемах не только образовательной, но и развивающей, и воспитывающей функцией, выступают в качестве инструментов, позволяющих реализовать целостность воздействия учебного процесса на развитие ребенка.

Новизна опыта проявляется в том, что хорошо разработанные методические условия для общего развития  учащихся начального звена применяются и усовершенствуются  на этапе подростковой школы,  тем самым  способствуют решению проблемы преемственности.

         Позиция школьника в развивающемся обучении – это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, а позиция человека, совершенствующего самого себя. Ведущая педагогическая идея опыта: научить ученика учиться. Человек умеющий учиться точно и конкретно знает свои возможности, а следовательно, свою ограниченность: знает, чего он не знает и не умеет. Причем, знание о своем незнании включает:

а) осознание границы известного, понятного, доступного, освоенного,

б) представление о том, что лежит за границей известного.

Он не останавливается перед задачей, для решения которой у него не готовых средств, не требует, чтобы его научили. Умеющий учиться, способен сам искать такие задачи, которые он не может решить. Умение учиться, как способность самостоятельно преодолевать ограниченность  собственных знаний, умений, способностей, включает рефлексию и субъективную составляющие. «Подлинное усвоение знаний происходит тогда, когда школьники сами замечают те или иные пробелы в своем понимание материала, когда их настораживают какие-то противоречии, когда они чувствуют, что не хватает каких-то элементов для того, чтобы знания оказались «хорошо пригнанными» друг к другу, составили стройное целое». (Л.В. Занков)

Системное строение содержания обучения, неимитационные формы сотрудничества «ученик – учитель», позиционные формы сотрудничества со сверстниками – условия формирования умения учиться, являющиеся необходимыми. Учебная форма сотрудничества не складывается стихийно по мере развертывания учебного содержания, ее надо целенаправленно строить на протяжении всего обучения.   

Знания, полученные без радости, не усвоены. Радость познания возможна только там, где есть удивление: поиск ответа, а не готовые рецепты. Поэтому и все преподавание строиться на совместном творческом поиске учителя и учеников, результатами которого будут новые знания, новые сведения о мире.

В новых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал, который в отличие от учителя-специалиста, во-первых, ориентирован на развитие способностей, а не только на трансляцию ЗУНов, во-вторых, умеет строить развивающее образовательные ситуации, а не просто решать дидактические задачи. Основное содержание педагогической деятельности составляют такие дидактические умения, как: проектировочные, аналитические, рефлексивные, коммуникативные и т.п. Овладение этими новыми функциями становится целью и после последовательного решения ряда задач позволяет говорить о "новом типе" учителя.

 

Предыдущая статья          Следующая статья

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены

 

Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2011 - 2020