Технология опыта.
К концу начальной школы учащиеся РО
отличаются от детей обычных классов по показателям
общего развития и усвоения знаний, достижения личного
характера. Эти стороны психики отражают генеральные
линии отношения человека к действительности, их развитие
определяет успех деятельности его в разных областях
жизни. Ученики, обучающиеся в классах развивающегося
обучения, умеют наблюдать, рассуждать, обобщать,
оценивать, логически мыслить. У них изначально
формируется культура диалога. Уроки математики
развивающего типа способствуют становлению этих навыков.
При проведении эксперимента « проектирование
самообучающейся организации в школах РО» проверялась
гипотеза: если построить учебный процесс в соответствии
с принципами и теоретическими положениями системы Л.В.
Занкова, то будут обеспечены оптимальные для общего
развития учащихся. Сохранение преемственности
предполагает создание следующих условий обучения:
- создание психологической
комфортности учащихся (а, следовательно, и учителя) т.
е. снятие всех возможных психотравмирующих факторов
учебного процесса, создание атмосферы сотрудничества, в
которой дети бы естественным образом учились, а учителя
учили бы их без принуждения.
- поддержание единства и целостности
образа мира ребенка. В результате обучения у него
складывается такая схема мировоззрения, в которой
предметные знания включаются в его общественно-полезную
деятельность и личную жизнь.
- логичность и последовательность
познавательного развития школьника.
- специальная работа учителя по
созданию особого отношения ребенка к знаниям. Учитель
создает условия для их поиска, а не предоставляет их
ребенку в готовой форме.
При этом знания могут быть
сиюминутными или фундаментальными, инструментальными или
информативными. Условия обучения должны включать не
только знания, но также способы и приемы, при помощи
которых ученик эти знания открывает, т. е.
самостоятельно ставит цели и организует свою
деятельность для их достижения.
- коллективно-распределительная
деятельность: первичной формой учебной деятельности
служит ее коллективно-распределенное осуществление всем
классом или отдельными его группами.
- готовность к дальнейшему развитию
проявляется в том, что дети оказываются способными к
постоянному осмыслению и преобразованию окружающей
действительностью.
В процесс обучения учитывается:
- каждый ученик индивидуален
и каждый способен выполнять задания с различной
степенью участия, активности и результативности. Ученик
принимается учителем таким, какой он есть. В обычной
практике удел слабых – простая "зубрежка и минимум
интеллекта", а это отличает ученика от других и унижает
его;
-
пристальное внимание учитель
уделяет самочувствию школьника, его настроению, с
уважением относится к его высказываниям и чувствам,
создавая условия для оптимального развития способностей
ребенка к дальнейшему самообразованию и
самосовершенствованию;
-
подросток не может принять
авторитарного метода обучения, как личность, он
отстаивает свою точку зрения и на методы изложения
нового материала, и на приемы формирования навыков.
Условия представления новых знаний в учебном процессе
должны быть не только поняты учащимися, но и приняты
ими.
Процесс обучения строится через
самостоятельный поиск новых знаний на основе наблюдения,
сравнения, классификации, обобщения. На смену
объяснительно-иллюстративному способу обучения пришел
новый активно-деятельностный способ, заложенный в
системе РО. Это способствует лучшему усвоению учебного
материала.
Методика работы с учащимися на уроках
математики и ее свойства: многогранность,
процессуальность, разрешение коллизий, вариантность.
Основной организационной формой
обучения является урок. Урок в системе РО в корне
отличаются от «традиционного».
Он имеет несколько
уровней: проблемное изложение материала, эвристическая
беседа, поисково-исследовательский урок. Типы уроков:
постановка учебной задачи, планирование учебной
деятельности, преобразование учебной задачи и
моделирование, преобразование моделей, отработка
открытого способа, урок контроля знаний, урок оценки
знаний. Особая роль отводится домашнему заданию. Оно
разнообразно, является продолжением урока, дает настрой
на следующий урок.
ДП - деятельность преподавателя
ДУ – деятельность учащегося
Основные умения учащегося в
развивающемся обучении:
·
«Видеть» и формулировать
проблему;
·
Анализировать факты; работать
с различными пособиями;
·
Выдвигать гипотезы;
·
Осуществлять проверку
правильности гипотез;
·
Формулировать выводы;
·
Отстаивать свою позицию при
участии в дискуссии.
Основные элементы педагогической
деятельности учителя:
·
Создание проблемной ситуации.
Предыдущая статья
Следующая статья
|