Сайт учителя математики Изосимовой Елены

 
Главная Учителям Автор сайта
Дистанционное обучение 2020 Ученикам Почта
Мои ученики Фотоальбом    
 
 
 

Приемы устного опроса.

Базовый лист контроля.

Формула: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.

Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради.

В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично» и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.

Диалог:

— Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для зубрежки?

— Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимое.

— А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь.

— Хорошо, если есть такая возможность.

Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него «под микроскопом». Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос, те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто.

Кто на самом деле поднял руку? Во-первых, действительно знающие. Во-вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей активности и якобы знания. В-третьих, рискующие — а вдруг не спросят, а если спросят, как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку, поднимается «стон великий» — как, мол, за один-то вопрос... Иногда учитель «для справедливости» начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет время... А остальные отдыхают, наблюдая за «ристалищем». К сожалению, автор многократно наблюдал такую ситуацию у хороших, справедливых учителей. Гораздо реже — у выраженных авторитариев, там, где за незнание сразу следует расправа. Но такой подход порождает свои проблемы, пострашнее...

А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли «А, все равно не спросят», то ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники-середняки, которые и составляют обычно большинство класса, быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выдавать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная.

К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос достаточно неэффективным. При этом изгонять его из урока не хочется — ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть?

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:

Светофор.

Формула: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

Диалог:

— Чем это лучше, чем простое поднятие руки?

— При использовании «светофора» ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школьная наука, призналась: «Мне было так стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато «светофор» дал мне уверенность на экзамене и «зеленый свет» в институт».

— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?

— Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?

— А если ученик сомневается?

— Повторюсь: опрос типа А только по вопросам, на которые должны быть, как ни крути, даны точные ответы. Сомневаешься — значит, не готов.

При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет — «Не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.

Диалог:

— Что если кто-нибудь забыл взять на урок «светофор»?

— В кабинете у вас небольшой запас сделанных теми же ребятами «сигнализаторов». В крайнем случае всегда найдутся два предмета соответствующих цветов — пусть показывают их.

— Самый тривиальный вопрос: каковы размеры «светофора»?

— Никаких особых стандартов нет — было бы удобно пользоваться. В некоторых классах ребята просто наклеивали цветную бумагу на деревянную линейку 25-30 см, на почтовую открытку. Другие изготовляли круг с ручкой... Все зависит от возраста, вкусов.

Показательный ответ.

Формула: один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски — это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.

И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос стоит не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий «разбор полета» с учениками.

Опрос по цепочке.

Формула: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Диалог:

— Приведите пример такой работы учителя математики.

— Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.

Анатолий Гин. "Приемы педагогической техники".

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены

 

Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2011 - 2020