Приемы
устного опроса.
Базовый
лист контроля.
Формула: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает
«базовый лист контроля». В нем перечислены основные
правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан
знать каждый.
Базовый
лист — необходимый атрибут нескольких форм работы.
Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец
тетради.
В старших
классах лист «двухэтажный». Первая его половина —
обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая
половина содержит добавочные вопросы для претендентов на
«отлично» и тех, кто готовится сдавать вузовский
экзамен.
Диалог:
— Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для
зубрежки?
— Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда
только необходимое.
— А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их
вклеивают в тетрадь.
— Хорошо, если есть такая возможность.
Устный
опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него «под
микроскопом». Вот учитель задает вопрос. Что происходит?
Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы:
те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос, те, кто не
поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто.
Кто на
самом деле поднял руку? Во-первых, действительно
знающие. Во-вторых, уверенные, что не спросят, — ради
показа своей активности и якобы знания. В-третьих,
рискующие — а вдруг не спросят, а если спросят,
как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает
часто. Если учитель ставит двойку, поднимается «стон
великий» — как, мол, за один-то вопрос... Иногда учитель
«для справедливости» начинает задавать другие вопросы.
Отвечающий тянет время... А остальные отдыхают, наблюдая
за «ристалищем». К сожалению, автор многократно наблюдал
такую ситуацию у хороших, справедливых учителей. Гораздо
реже — у выраженных авторитариев, там, где за незнание
сразу следует расправа. Но такой подход порождает свои
проблемы, пострашнее...
А вот и
противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не
поднимает. Почему? То ли «А, все равно не спросят», то
ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол.
Старшеклассники-середняки, которые и составляют обычно
большинство класса, быстро осознают еще один важный
момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то
неподнятием руки автоматически будешь выдавать свое
незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная.
К
сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос
достаточно неэффективным. При этом изгонять его из урока
не хочется — ведь и польза, несмотря на все нюансы,
очевидна. Как быть?
Во многом
проблемы повышения эффективности устного опроса решает
прием, который назовем:
Светофор.
Формула: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или
зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей
готовности к ответу.
Способ
применения светофора зависит от типа опроса.
Есть два
совершенно разных типа устного опроса — назовем их
условно А и Б. Они требуют разных видов умственной
деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А — опрос
по базовым вопросам, которые
учащийся ОБЯЗАН знать
назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!»
Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит
двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал —
«Знаю!»
Диалог:
— Чем это лучше, чем простое поднятие руки?
— При использовании «светофора» ученик находится в иной
психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы
она ни была мотивирована. Сигналя «светофором», ученик
вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя —
зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания.
Как-то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой
непросто давалась школьная наука, призналась: «Мне было
так стыдно раз за разом поднимать красную карточку,
когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно
готовиться каждый день. Но зато «светофор» дал мне
уверенность на экзамене и «зеленый свет» в институт».
— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную
карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые
обманывать зеленым цветом?
— Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете
ученикам, что каждый из них свободен отказаться от
ответа по любому вопросу — для этого есть красный
сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать.
Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное
основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет
рисковать при таких условиях?
— А если ученик сомневается?
— Повторюсь: опрос типа А только по вопросам, на которые
должны быть, как ни крути, даны точные ответы.
Сомневаешься — значит, не готов.
При опросе
типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик
не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает
только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет — «Не хочу».
Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не
оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной
позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою
готовность по каждому вопросу.
Диалог:
— Что если кто-нибудь забыл взять на урок «светофор»?
— В кабинете у вас небольшой запас сделанных теми же
ребятами «сигнализаторов». В крайнем случае всегда
найдутся два предмета соответствующих цветов — пусть
показывают их.
— Самый тривиальный вопрос: каковы размеры «светофора»?
— Никаких особых стандартов нет — было бы удобно
пользоваться. В некоторых классах ребята просто
наклеивали цветную бумагу на деревянную линейку 25-30
см, на почтовую открытку. Другие изготовляли круг с
ручкой... Все зависит от возраста, вкусов.
Показательный ответ.
Формула: один ученик отвечает у доски, остальные слушают.
Внимание: в
традиционном своем виде опрос у доски — это скорее
антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные
как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую
неэффективность традиционного опроса. В ней приведены
результаты многолетних наблюдений и кропотливого
изучения того, как учащиеся используют время при
традиционном устном опросе их товарищей у доски или с
места.
И все-таки
опрос у доски имеет смысл, только использовать такой
опрос стоит не часто. Например, когда ученик
демонстрирует блестящий ответ — чтобы формировать у
остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или
как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа
полезен краткий «разбор полета» с учениками.
Опрос по
цепочке.
Формула: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и
передается другому жестом учителя. И так несколько раз
до завершения ответа.
Диалог:
— Приведите пример такой работы учителя
математики.
— Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь
проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью
развернутого комментария: как решалась задача. Проводить
комментарий полезно по цепочке.
Анатолий Гин. "Приемы педагогической
техники".
|