Тихий
опрос.
Формула: беседа с одним или несколькими учениками происходит
полушепотом, в то время как класс занят другим делом,
например тренировочной контрольной (см. раздел «приемы
письменного контроля», стр. 62) или групповой работой.
Пример.
Пока класс
работает в группах, учитель контролирует знание основных
формул у двух отстающих. Для этого он использует «Лист
контроля формул». Учитель называет номер одного или
нескольких блоков формул на листе. После
непродолжительной подготовки учеников показывает на
любую из формул внутри заданных блоков, а ребята
поочередно отвечают: для чего она предназначена? в каких
условиях применяется?..
Лист
контроля формул.
Кстати,
подобные листы контроля формул полезны во всех
«формулосодержащих» учебных предметах. Особенно в
выпускных классах. Формулы при этом не обязательно
разбивать по блокам тематически.
Магнитофонный опрос.
Формула: ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он
сам мог себя послушать.
Это и есть
цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым
просто необходимо послушать себя со стороны. Отметка и
все прочее — гораздо менее важны, так что автор
признается в небольшом «подлоге»: магнитофонный опрос
даже вовсе и не опрос...
Пример.
Ответы
Сергея К., сообразительного и знающего предмет парня,
сумбурны и логически плохо выстроены. Попытки указать
ему на это вызывают обиду — «Я все ответил».
Аргументация типа: «Тебе экзамен сдавать»-
воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой
факт: в состоянии эмоционального возбуждения Сергей не
слышит себя. Но вот он прослушал свой ответ с
магнитофона. Получил неожиданное впечатление... И это
стало отправной точкой в работе над логикой ответа.
Диалог:
— Почему вы не говорите о работе с видеокамерой?
— Не говорю. Но зато вздыхаю. Потому что счастливое и
технически обеспеченное Завтра для учителя ...надцатой
школы далекой российской Ухогорлоносовки наступит, увы,
не завтра. А пока нам нужно дать хорошее образование,
пользуясь тем, что есть. И тем самым приблизить это
Завтра.
Программируемый опрос.
Формула: ученик выбирает один верный ответ из нескольких
предложенных.
В устном
опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший
шанс получить столкновение мнений, в котором
«переплавится» непонимание. Не запрещено и самому
учителю позащищать один из неверных ответов — пусть
поспорят.
Пример.
Учитель показывает картонку, вырезанную по контурам
какой-то страны. Эта страна: А — Италия; Б — Афганистан;
В — Чили; Г — Китай.
Пример.
На доске
нарисован автомобиль и четыре стрелки. Вопрос: куда
направлена равнодействующая сила, если автомобиль
движется вперед с постоянной скоростью.
Ответы: А; Б; В; Г; перечисленные ответы неверны.
Взаимоопрос.
Формула: ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
Темы — по
собственному усмотрению либо их указывает учитель. По
завершении работы в парах учитель
математики может вызвать
нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня
вызвали затруднение такие-то вопросы: ...»
Диалог:
— Как выставляются отметки за взаимоопрос?
— Основная цель такой работы — регулярное проговаривание
основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос
можно сделать непродолжительным — 3-5 минут. Отметки
ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В
журнал они обычно не идут.
Защитный
лист.
Ученик
нередко приходит на урок неподготовленным. В таких
случаях обычны два сценария.
Первый:
строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания.
Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра в
«кошки-мышки» порождает недоверие и много других
отрицательных эффектов.
Второй:
доброму учителю выгодно признаться до урока, для
убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки,
головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит,
пообещает проверить знания потом, но, заваленный
многочисленными школьными делами, забудет. Такая
ситуация тоже развращающе действует на ученика и
психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Формула: перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте,
лежит «лист защиты», куда каждый ученик без объяснения
причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что
его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти
листы, держит ситуацию под полным контролем.
Диалог:
— А если учитель приходит на урок, а там весь класс
«защитился»?
— Такая ситуация может встретиться, особенно если класс
«проверяет» нового учителя. Могут быть разные варианты
реагирования. Например:
«Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас
были важные причины. Но завтра все будут готовы
наилучшим образом. Правда? А я постараюсь дать вам
возможность показать свои знания»;
«Ладно, но завтра жесткая контрольная.» Один раз
нарвутся — другой раз не захотят;
вы заранее говорите, что завтра лист готовности не
работает: завтра — зачетный день. И все должны быть
готовы.
— А если кто-то стащит «Лист защиты»?
— А если кто-то поломает парты, намажет воском доску,
принесет в класс ворону? Конечно, от форс-мажорных
обстоятельств никто не застрахован. Выигрывает тот
учитель, который не поддается поверхностным эмоциям.
Чаще всего можно «обратить вред в пользу» — ведь дети
восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного
положения. Но уж если на то пошло, утверждаю: системно
организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это
бывает при ее отсутствии.
Отсроченная реакция.
Небольшой,
но полезный приемчик. Или даже просто рекомендация.
Формула: учитель приучает детей — особенно это касается младших
классов — к некоторой паузе между заданным творческим
вопросом и ответом ученика.
Никаких
выкриков с места. Высокий темп (вопрос — ответ) иногда
допустим, но чаще он способствует «забиванию» самыми
энергичными и активными детьми всех остальных. Детям
толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится
поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос —
пауза секунд 30 — ответ.
Диалог:
— А как быть с ребенком, который аж из парты
выскакивает, так хочется первым ответить?
— Это в младших классах. Причем часто начинает отвечать
не по теме или вообще встает и молчит. Так? Мне кажется,
мы сами приучаем детей к этому. Для маленького ребенка
внимание к нему, участие в процессе очень важны, и, если
его поощряют за опережение других, это быстро
усваивается. Дрессировщики говорят — положительное
подкрепление... Поэтому нужно просто дать понять, что
поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя — обычно
этого достаточно. Кстати, «светофор» частично помогает и
эту проблему решить.
Щадящий
опрос.
Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая
ответов учеников.
Делается
это так. Класс разбивается на две группы по
рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает
первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот
вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы.
Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный
ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя,
сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему
оценку или просто «+» или «-». На следующий вопрос
учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой
их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после
ответа учителя выставляют ученикам второй группы
отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся
того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов,
прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего
товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме
опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли
контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг
другу оценки.
Идеальный
опрос.
(почти
шутка)
Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и
сообщают об этом учителю.
Идеальный
опрос — когда опроса нет, а функции его выполняются.
Опроса нет — значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто
сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики
поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
Говорят:
хорошего — понемногу. А идеального — еще меньше. Поэтому
такой сценарий применяют нечасто.
Анатолий Гин. "Приемы педагогической
техники".
|