Введите роль.
Формула: ученик участвует в управлении обучением, выполняя
некую роль.
Учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт знаний, теорию или
гипотезу, набор фактов. Как только произносится нечто, что может
вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует
реплика: "А я не верю! Докажите, что..." Это действует "Фома
неверующий". Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и
оживить лекции. К концу урока или его теоретической части слово
берет "связник". Его роль - найти связь сегодняшнего материала с
ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным
предметам. А может быть, на этом уроке лучше ввести роль
"подводящего итог"? Он скажет, какая мысль, (вывод, результат...) на
уроке была, по его мнению, главной.
Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться
за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на "сцене" урока
появляются "почемучки". Их роль (это может быть один или несколько
учеников) - подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу
(Приемы устного опроса - отдельный раздел в книге). Пусть сами и
проведут этот опрос. И получат за него оценку.
Интересная роль - "штурмана". Это
группа учеников, задача которых
разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы.
Конечно, по согласованию с учителем. Если предыдущие роли можно было
условно назвать "дидактическими", то теперь поговорим об
организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях - решать
учителю - может быть долговременной. Это - "адвокат". Почетная и
уважаемая роль. Все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно,
слишком много и т.д.) теперь не сваливаются многоголосым хором на
голову учителя, а рассказываются, пишутся, передаются адвокату. А он
защищает их интересы. Конечно, роль может осуществиться, если
учитель серьезно к ней относится и дает адвокату реализовать свои
права. Что не означает необходимости "идти на поводу". Кстати, и
спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем
отпадут на стадии разговора ученика с адвокатом, если последний
знает предмет. Впрочем, спорных оценок практически не бывает, если
учитель... Стоп! Автор опять забежал вперед. Разговор о приемах
оценивания впереди...
"Психолог". Эта роль вводится тогда, когда в "королевстве не всё
спокойно". В конце урока "психолог" оценивает атмосферу урока,
степень ее дружественности, или наоборот. Он вправе сделать в
тактичной форме (подскажите ему - как) замечания любому участнику
урока, в том числе - учителю. "Анатолий Александрович! После ответа
Виктор остался зря стоять у доски целых 5 минут..." или "Вы обещали
спросить Иру и забыли..." Учитель: "Да, а я и не заметил. Извини,
Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять увлекусь?",
"Виноват перед Ирой. Давай на переменке решим, как быть?" А иной раз
так приятно услышать: "всё было здорово. Всегда бы так."
"Хранитель времени". Он записывает на полях своей тетради-конспекта
время, когда Вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок
такого вида: - устный опрос - 12.40 - объяснение темы - 12.45 -
разбор задачи - 13.00 - самостоятельная работа в группах - 13.10 -
обсуждение урока + разбор д/з - 13.20. Таким образом, учитель сможет
сверить хронометраж реального урока со своим планом. Где затянул
время и почему? Стоило ли это делать... Хороший способ научиться
"чувствовать кожей" урочное время.
Итак, типовые роли:
- Фома Неверующий - связник - спонсор знаний - почемучка - адвокат -
штурман - подводящий черту - психолог - хранитель времени
Открытая проблема: Какие еще роли могут быть? С какими
трудностями сталкивается учитель, применяя этот прием? Какие
роли хорошо работают в младшей школе? Что из них применимо в
детском саду или Вузе? Пишите... Интересные находки мы будем
публиковать в сборнике "Педагогика+ТРИЗ". Естественно, с
указанием Вашего авторства.
Диалог:
- Дидактические роли даются только сильным ученикам? - Смотря
какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти
приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные.
Не будет "грехом" даже подсказать начинающему "Фоме", в каком
месте ему надо бы "возмутиться".
- Мне кажется, что "адвокатом" лучше всего быть самому
авторитетному в классе ученику. А роль "Психолога" я бы поручила
классному хулигану. - Поэкспериментируйте! Советую относиться к
этому немножко как к игре. Учтем только, что роли в большинстве
своем стоит "тасовать". Пусть разные ученики побудут в разных
ролях. Только не забудьте потом рассказать, что у Вас
получилось.
- Как часто менять роли? - "Хранитель времени" - сравнительно
длительная роль. Сначала обычно ученик просто забывает аккуратно
проставлять время. Но через несколько уроков это делается
автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли
месяц. А "Подводящего итоги" или "Вопрошателей" можно менять от
урока к уроку. А можно и не менять некоторое время - учителю
виднее.
- А не слишком ли всё это сложно? - Если вы с понедельника
раздадите все роли, то вероятность провалиться не мала. Роли
нужно вводить постепенно.
- Какую роль нужно вводить первой? - Какую Вы считаете нужной. В
процессе работы Вы сами решите, когда, на какое время, какие
роли нужны. К тому же совсем не обязательно, чтобы на всех
уроках математики использовались роли. Ведь это только один из многих
приемов управления классом...
- А можно поделиться? У меня на уроках в начальных классах
работает роль "Дежурного по словарю". Перед уроком он выходит к
доске и повторяет с остальными слова, правописание которых можно
проверить только по словарю. - Замечательно!
- У меня вопрос: если "связник" или "подводящий итоги" будут
делать неправильные выводы, каковы действия учителя? - Ну и что?
Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать их мнения
для диалога. Можете и просто промолчать... Благодаря любому из
этих действий ученики после уроков лишний раз поговорят о Вашем
предмете. А Вам того и надо.
Еще один простой прием организации обратной связи:
Мордашки.
Для старших групп д/с или первых классов
Формула: ученики сигнализируют о своем эмоциональном
состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из
"мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что
ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что
повышает самоуправляемость ребенка. Сверхэффект: дети видят внимание
к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение
двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом
"мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше - урок
удался!
Для старших классов другой прием обратной связи - резюме.
Резюме.
Формула: ученики письменно отвечают на серию вопросов,
отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю...
Резюме проводится раз в неделю или в месяц.
Некоторые типовые вопросы: 1. Что нравится на уроках? 2. Что не
нравится на уроках? 3. Можешь ли учиться лучше по предмету? 4. Что
мешает учиться лучше? 5. Какие действия учителя считаешь
неправильными? 6. Поставь отметку учителю по 10-бальной системе.
Обоснуй ее. 7. Поставь себе отметку по 10-бальной системе? Обоснуй
ее.
Но про крайней мере один раз в каждом классе проведите резюме
обязательно. Иногда можно увидеть довольно неожиданное мнение о себе
и своих уроках.
Пример.
Полина К. преподает черчение. На одном из семинаров автора она
рассказала: "Завуч часто говорит мне, что я не умею работать, и
дети плохо относятся к моим урокам. Я чувствую, что это не так,
но не могу возразить. А в последнее время - человек я внушаемый
- и сама стала сомневаться. Что мне делать?" Через месяц Полина
случайно встретила автора: "Я провела резюме по Вашему совету. И
сейчас чувствую себя гораздо увереннее. Завуч была не права..."
Конечно, в резюме можно "схлопототать" по первое число. Бывает. В
архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему
пришлось получить. Произошло это после очередного 2-х - часового
занятия кружка "Изобретатель".
Пример.
Форма резюме была такой: - Что не понравилось на занятии? - Что
понравилось? - Какие вопросы остались после занятия? - оценка
работы преподавателя и своей?
Вот оно, резюме шестиклассницы Светы:
Мне очень не понравилось занятие в пятницу. Во-первых, начали не
в 16, а позже, во-вторых, было много бесполезной информации.
Зачем Вы так долго говорили о Латвии, о конкурсах в журнале
"Костер". Единственное, что было важно и интересно для меня, как
говорится, для ума и для сердца, это рассказ о тризовских
кружках Викентьева, где кроме ТРИЗ преподают журналистику, и о
семье Мурашковских. Честно говоря, мне что-то не верится, чтобы
мальчик пяти лет мог так рассуждать. И упражнение типа "Барьер".
Зачем Вы так долго говорили о том, что очень важно уметь брать
интервью, но не показали даже на примере, как из человека
выманивать информацию, и задали нам на эту тему домашнее
задание?
Может ли быть такое: человек не может ударить другого человека,
а потом, перешагнув этот барьер, спокойно убивать людей?
Преподавателю - 3 балла (почти все занятие - бесполезная
информация). Себе - 3 балла (просто слушала).
Тем больнее, что столь низкая оценка за занятие была неожиданной. Я
даже немного обиделся на Свету. Глупо и непрофессионально - но все
мы люди... К слову сказать, за то же занятие другой кружковец, Саша
Б., поставил 10 баллов. И сделал приписку: снизил бы Вам оценку, но
пока не знаю, как делать лучше.
Строго? - Строго! И правильно. Автор призывает учителя
культивировать строгое отношение к себе. Это хорошее условие для
профессионального роста. Да и ученики тогда строгое отношение к ним
принимают, как справедливое. Конечно, форма резюме может быть
различной. Хочу привести один симпатичный пример из начальной школы.
Резюме - не резюме, но что-то похожее...
Пример.
"Помогите мне!" - так называется маленькая тетрадочка, которая
лежит на столе учительницы в 3 "А" классе.
Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос,
обратиться с просьбой, высказать пожелание, сообщить учителю о
своих затруднениях - и сразу же получить совет, поддержку,
помощь... Это все равно, что шепнуть учителю на ушко.
Посудите сами.
Светлана Анатольевна, вы очень быстро диктуете... Я не
успеваю... Кира.
Давайте сходим в зоопарк на экскурсию и посмотрим зверей и рыб.
Я хочу узнать побольше о них... Сергей.
Скажите Сереже, чтобы он меня не толкал нарочно... когда я
пишу.... Инна
У меня пропала ручка... я ее оставила после чтения на парте, а
на математике уже не нашла... Кто найдет, пусть скажет...
Давайте во время уроков делать паузы и заниматься
физкультурой... а то когда сидишь долго, немного устаешь...
Олег.
А можно нам смотреть вечером телевизор? Мама говорит, что
нельзя, а я думаю, что если хочется, то можно, хотя бы
чуть-чуть... Я хочу, чтобы на родительском собрании вы
поговорили, можно смотреть или нет... Света
[Газета "1 сентября" 20 февраля 1993].
Диалог:
- Резюме Вам сдано и прочитано. Что дальше? - После
благодарности всем я зачитывал вслух несколько интересных фраз.
Иногда - противоречащих друг другу. Без комментариев. Хотя
удержаться от них трудно. Пару раз срывался и говорил: "Я с этим
не согласен, хотя благодарю за честно высказанное мнение".
- Резюме анонимное? - Может быть, в определенных условиях,
анонимные лучше. Но у меня ученики подписывались.
- А если боятся подписаться? - Это уже серьезный звоночек:
что-то не так. Возможно, Вы здесь и не при чем. Просто кто-то
уже использовал искренность ребят неэтично. Теперь они не скоро
раскроются. Главное правило: быть благодарным за каждое мнение,
хотя можно СПОКОЙНО не согласиться. Без нездоровых эмоций. Даже
если задели "за живое". И тогда, пусть не сразу, Вам станут
доверять. И дай бог Вам силы оправдать это доверие...
Анатолий Гин. "Приемы педагогической
техники".
Предыдущая статья
Учителям
Следующая статья