|
Портфолио учителя.
Создание портфолио учителя
позволит перейти от административной системы учёта результативности
педагогической деятельности к более объективной системе оценивания
успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе.
Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию
форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его
помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда
педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной
деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего
профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние
пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить
желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для
ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет,
что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть
чем поделиться с другими, и он желает делать это.
Таким образом, портфолио учителя может
стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь
формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью
индивидуальной самореализации, а основой для этого является план
самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в
ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план
обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к
совершенствованию профессиональной подготовки.
Типы портфолио.
В зависимости от целей создания
портфолио бывают разных типов:
1) это “папка достижений”, направленная
на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи
(грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);
2) рефлексивное портфолио, раскрывающее
динамику личностного развития учителя, помогающее отследить
результативность его деятельности как в количественном, так и в
качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ
деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение
определённого срока (напр., года, нескольких лет);
3) проблемно-исследовательский,
связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к
выступлению на конференции;
4) тематический, создаваемый в процессе
работы по определённому проекту, теме, разделу;
5) методический, в котором помещаются
методические материалы, свидетельствующие о профессионализме
педагога, и которые собраны или созданы им самим.
При составлении
портфолио используется: 1) карта карьеры учителя, 2) критерии конкурсного
отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента Российской
Федерации, 3) материалы из Интернета, 4) критерии для
проведения аттестации учителей общеобразовательных школ; 5)
собственные наработки по обобщению опыта работы учителей; 6)
различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие
работы учащихся, фотографии.
На первой странице портфолио
должны быть указаны фамилия, имя и отчество учителя, его должность, категория,
образование (вуз), квалификация, общий стаж работы и стаж работы по
специальности, последняя курсовая переподготовка, время последней
аттестации и время заполнения портфолио.
Разделы портфолио.
В
разделе I “Статус учителя”
указывается то положение, какое занимает педагог в своей
профессиональной области. Здесь могут использоваться такие слова,
как “учитель”, “эксперт”, “автор”, “участник”, “член”, “соискатель”,
“руководитель”, “выпускник”, “победитель”, “лауреат премии”,
“Почётный работник”. Желательно в скобках указывать год освоения
каждой ступени в профессиональном росте учителя. После статуса можно
поместить копию страницы диплома об
окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации
“учитель математики средней школы”.
Раздел II “Личная карта
учителя” составлена на основе представления для участия в конкурсе
учителей, проводимом в рамках приоритетного национального проекта
“Образование”. В ней указываются все данные местонахождения учителя
и его общеобразовательного учреждения, вплоть до электронного
адреса. Кроме этого, можно внести имена и отчества
директора школы, заместителей директора по учебно-воспитательной и
методической работе.
Раздел III
называется “Профессиональная автобиография”. В него входят
подразделы: “Должности и назначения”, “Самообразовательная карта
учителя” и “План по самообразованию на 5 лет”.
Списки должностей и назначений, награждений и поощрений (раздел
IV) составляются на основе
записей в трудовой книжке. В самообразовательной карте указываются
источники информации, которыми пользуется педагог. В плане по
самообразованию необходимо указать тему самообразования, цели и
задачи профессионального развития. В него также вносятся виды
деятельности, характеризующие этот процесс, включая изучение
психолого-педагогической и методической литературы, разработку
программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и
распространение опыта работы учителя, а также повышение
квалификации.
Раздел V посвящён описанию
общественной деятельности, например, членство в профсоюзе и районном
комитете профессионального союза работников просвещения, школьном
экспертном и методических советах, руководство
школьным методическим объединением учителей и
наставничество, участие в районных, краевых и всероссийских
ярмарках, а также в профессиональных конкурсах.
Для описания результатов обучающей
деятельности (раздел
VI) учителю нужно иметь
соответствующие данные за несколько лет, которые можно получить при
систематическом анализе за четверть, полугодие и год. Указываем
здесь уровень обученности, % качества и средний балл в динамике.
Учителю следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и
контрольных срезов, собирать данные о медалистах и выпускниках,
продолжающих своё образование (количество поступивших в вузы в % от
числа обучавшихся). Сюда же можно поместить результаты контрольных
срезов. Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников в
вузах, об их участии там в конкурсах и олимпиадах по данному
предмету.
С помощью анкетирования, опроса и других
методов педагогической диагностики определяем рост мотивации к
предмету и предпочитаемые виды деятельности
учащихся на уроке. На основе выполненных творческих работ учащихся
по данному предмету необходимо описать их количество и качество,
использование различных источников информации, включая
Интернет-технологии, а также соответствие этих работ требованиям к
их содержанию и оформлению. Возможно, они содержат интересную
информацию, красочные иллюстрации, рисунки и фотографии.
Особого упоминания заслуживает
учебно-исследовательская работа школьников. В своём портфолио нужно
назвать темы работ, подготовленных учащимися для итоговой аттестации
(по страноведению, по регионоведению, по языкознанию и
культуроведению) и указываю их несомненные достоинства.
С помощью интервью, собеседования,
наблюдения, ранжирования, анкетирования, срезов знаний, анализа
проверочных и творческих работ регулярно проводить наблюдение за
результативностью учебно-воспитательной работы по предмету.
К результатам внеурочной деятельности
учителя по предмету могут быть отнесены их достижения в мероприятиях
всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном.
Желательно указать результаты внешней диагностики, если таковые
имеются, например, результаты компьютерного и бланкового
тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в вузах, где учатся
ваши выпускники.
В настоящее время учителю в его
практической деятельности невозможно обойтись без современных
образовательных технологий (раздел
VII), в том числе
информационно-коммуникационных. Называя технологии, следует дать их
краткую характеристику, как они позволяют (помогают) учителю
организовать учебный процесс. Кроме того, можно назвать принципы и
методы организации учебного процесса, которые позволяют
оптимизировать его. Если есть авторские разработки, следует описать
результативность их применения.
В этом же разделе указать эффективные
приёмы и формы организации деятельности учащихся на уроке и
эффективные учебные средства для организации деятельности учащихся
на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный материал,
занимательный материал, аудио- и видеокассеты, магнитофон,
видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проектор, мяч, карточки с
фотографиями, словари, грамматический и лингвострановедческий
справочники, памятки, плакаты). Здесь же можно назвать
последние достижения на уроке, которые не вошли ни в один из
предложенных разделов, и другую дополнительную информацию.
Описывая инновационную деятельность (раздел
VIII), учителю необходимо
указать различного рода новинки, которые не применялись ранее в его
работе, которые позволили ему оптимизировать учебно-воспитательный
процесс и достичь наилучшего результата. Учителю легче будет
освещать этот раздел, если педагогический коллектив школы участвует
в эксперименте или занимается инновационной деятельностью. Например,
школьная программа развития может быть направлена на осуществление
предпрофильного и профильного обучения школьников, а школа может
являться экспериментальной площадкой. Учителем могут быть
разработаны и апробированы программы расширения по предмету (в
рамках государственной программы), элективных курсов предпрофильной
или профильной подготовки.
В
разделе
IX
“Обобщение и
распространение собственного опыта” можно перечислить проведённые
открытые уроки за указанный в портфолио период времени, темы и даты
выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы
курсовой подготовки. Упоминания заслуживают также публикации в
профессиональных изданиях и материалы для методических бюллетеней,
созданные методические разработки и проекты.
Особую ценность в учительском портфолио
представляют материалы об участии педагога в различных
профессиональных конкурсах, результаты анкетирования, проведённого в
школе, и отзывы социума. Желательно отследить все виды и формы
повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя,
включая курсы (и дистанционные тоже), семинары, конференции, а также
Интернет-ресурсы, составление и апробацию программ.
В раздел “Факты, достойные упоминания”
можно поместить то, что не подходит ни в один из указанных разделов
(известные имена ваших выпускников, работа в качестве эксперта по
аттестации, публикации об учителе в печати).
В Приложении могут быть помещены
следующие материалы:
1) автобиография, показывающая раннее
проявление склонности к данной профессии (если таковое было),
способности к изучению данного предмета и желание изучать его
дальше;
2) педагогическая философия – основные
подходы к обучению и воспитанию школьников;
3) материалы выступлений на педсоветах,
семинарах, конференциях;
4) публикации, если таковые имеются;
если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с
указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;
5) разработки уроков и внеклассных
мероприятий, планы предметных неделей и декад, тематические подборки
материалов, каталоги, памятки, программы факультативов или
элективных курсов;
6) список литературы из домашней
библиотеки, указывающий на профессиональные интересы учителя;
7) каталоги и картотеки дидактических
материалов (наглядных, раздаточных);
8) отдельные списки материалов из
кабинета (выписки из паспорта);
9) копии рецензий на пособия,
разработки, проекты;
10) копии документов, удостоверяющих
прохождение курсов, участие в cеминарах и других формах повышения
квалификации и профессиональной переподготовки;
11) копии дипломов, грамот,
сертификатов, полученных учителем и его учениками;
12) образцы творческих работ и проектов
учащихся;
13) пояснения учителя к составленному
портфолио.
В качестве рекомендаций хочу
посоветовать коллегам следующее:
1) готовясь к выступлению на педсовете
или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их
связным текстом и в печатном варианте;
2) заведите тематические
папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами
материалы;
3) составляйте картотеки имеющихся
материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к
урочной и внеурочной деятельности;
4) учитывайте и контролируйте процесс и
результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное
исправление работы, её оценка и совершенствование;
5) составьте план по самообразованию;
это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс
элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост
педагогического мастерства;
6) используйте любую возможность
поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от
того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если
вам есть что сказать – говорите;
7) используйте компьютер в своей
практической деятельности; при отсутствии его найдите возможность
приобрести или работать на нём (у родственников, друзей или в
компьютерном классе вашей школы); кроме того, для успешной работы на
компьютере посетите курсы или обратитесь к специалистам компьютерных
технологий. Не лишайте себя возможности получать ещё большее
удовлетворение от процесса самообразования и обучения своих
учеников!
Предыдущая статья
Учителям
Следующая статья
|
|