Сайт учителя математики Изосимовой Елены

 
Главная Учителям Автор сайта
Дистанционное обучение 2020 Ученикам Почта
Мои ученики Фотоальбом    
 
 
 

Управление классом.

 

Соуправление.

 

Управление группой людей требует авторитета.

Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.

Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь ­ уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.

В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие ­ авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры ­ какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая...

А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей ­ демократической, дружеской, сотруднической.

 

 

Демонстрация профессионального уровня.

 

Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.

Формула: учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит.

    Пример.
    Учитель разбирает на уроке сложные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость ухватывания логической нити и распутывания всего клубка. Обычно диспозиция урока такая: учитель по одну сторону "баррикады"-задачи, а ученик ­ по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И, победив, поздравляют друг друга!

    А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе ­ в бой...

    Пример.
    Сергей Юрьевич Курганов (автор замечательной книги "Ребенок и взрослый в учебном диалоге") читал детям свои сочинения. На те самые учебные темы, на которые писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!

Выход за пределы.

 

Формула 1: учитель выходит за пределы учебника.

Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала ­ восторг и признательность ему обеспечены.

    Пример.
    ­ Я долго, ­ продолжал он, ­ мучился над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях ­ рассказать, как пружина колеблется, маятник колеблется и так далее?

    А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одессе по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца, и вдруг ­ отрывок из "Песни о Буревестнике". Его прекрасно исполняет Смоктуновский!

    А потом я задаю вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фрагмента?" И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях... Мой традиционный вопрос: "Назовите тело, которое не колеблется". И снова неожиданный ответ: "Кирпич". Я им говорю: "Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть ­ ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул". И потом после маленького музыкального фрагмента начинается чистая физика, 20 минут чистейшей физики: колебания маятника, уравнение движения... [Из опыта работы учителя-новатора Н.Н.Палтышева. Из кн: Основы педагогического мастерства/Под ред. И. А. Зязюна. ­ М.: Просвещение, 1989. ­ С. 214­215.]

Формула 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.

Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на литературе и языке. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не будет выглядеть притянутым "за уши". Связать гуманитарный цикл с естественнонаучным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов, Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов...

Формула 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.

Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.

    Пример.
    Учитель физики начал тему "Резонанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса?

    И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов...

Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. О картотеке учителя ­ разговор впереди.

 

 

Сравняйте позиции.

 

Формула: учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, ­ они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя это не просто ­ автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но ­ риск вознаграждается!

Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а оч-чень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.

Диалог:

    ­ А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок?
    ­ Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке.
    ­ Действительно, не просто такое произнести...
    ­ Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите ученикам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель увидит их ниже ("Введите роль" и "Резюме", см. стр. 53 и 55 книги).

Советуйтесь!

 

Формула: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми!

Убедите детей, что их мнение значимо для Вас. Ведь это действительно так... Но не устраивайте плебисцит - это может поставить Вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо полная честность - либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите - последнее слово все-таки за Вами. И конечно, Вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение...

Анатолий Гин. "Приемы педагогической техники".

Предыдущая статья     Учителям     Следующая статья

 
 
       
       
       
       
       
       

 

С учениками в школе, в поездках и походах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сайт учителя математики Изосимовой Елены

 

Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2011 - 2020